Что представляют собой основные средства предприятия? В бухгалтерском учёте принято считать, что это материально-технические ценности, которые необходимы для получения выручки и соответственно прибыли, но при этом в будущем не будут реализовываться.

Как правило, оценка основных средств проводится на основании расчёта коэффициентов годности и износа.

Отличительной особенностью ОС является способность сохранения материально вещественной формы. Кроме того, их стоимость входит в состав полной себестоимости продукции, которая подвергается реализации, за счет регулярных амортизационных отчислений.

Многие ошибочно полагают, что амортизационные отчисления и сама амортизация — одно и то же. На самом деле это не так. Амортизация — это сам по себе процесс износа объекта ОС, как морально, так и физически. А отчисления — это финансовое выражение того самого износа. Существует 4 основных метода, по которым рассчитываются амортизационные отчисления.

Классификация основных активов

Для начала определим, какие же именно группы объектов относят к основным средствам. Это следующие категории:

— здания и сооружения;

— инструменты;

— оборудование и машины;

— хоз. инвентарь;

— производственный инвентарь;

— ТС;

— скот (рабочий и репродуктивный);

— многолетние насаждения и др.

Все бухгалтерские операции, которые имеют отношение к движению ОС, проводят на основании первичной документации соответствующего образца.

Документы, необходимые для учета ОС

  1. Основным документом, который используется для оформления взаимоотношений с поставщиками, является счет-фактура. Именно в нем отражены выполненные работы или отгрузка.
  2. Своеобразным приложением к счету — фактуре является накладная. В ней отражается процесс передачи имущества со стороны поставщика покупателю.
  3. Документ, который является основанием для оприходования (постановки на учёт) на баланс – акт приема — передачи.
  4. Документ, содержащий в себе основную информацию об объекте (год выпуска, инвентарный номер, амортизационные отчисления и др.)- инвентарная карточка ОС.
  5. Журнал «Учет капитальных вложений» — это документ, где отражаются все затраты, которые были произведены для приобретения самого основного средства.
  6. В случае выбытия ОС бухгалтером предприятия формируется акт списания. В нем прописана достоверная информация о причине списания объекта и техническом соответствии .

7.Выбывшие средства и детальная информация заносятся в журнал – ордер №13.

Если объекты ОС стоят менее 40 тыс. рублей

Предприятие может не ставить на приход некоторые виды объектов, как основные средства, а учитывать их в качестве МПЗ (материально-производственных запасов). Далее они списываются в расходы. По мере того, как отпускаются в эксплуатацию.

Такие методы приемлемы лишь к тем объектам, чья первоначальная стоимость не превышает 40 тыс. рублей.

К примеру, предприятие приобретает персональный компьютер, стоимость которого 30 тыс. рублей. Если его оприходовать в качестве ОС, то придется начислять амортизацию каждый месяц на протяжении срока его эксплуатации. Если же учесть его, как МПЗ, это существенно упростит ситуацию.

В случаях, когда стоимость основных активов свыше 40 тыс. рублей, учитывать такие ОС необходимо в соответствии со всеми правилами через 08 на счет 01.

Все основные средства играют очень важную роль, ведь они являются частью активов предприятия и служат источником формирования средств, которые так необходимы для деятельности предприятия, как хозяйственной, так и финансовой.