Ведение бухгалтерского учета – одно из основных условий деятельности любой компании на территории РФ. Однако на практике это условие достаточно часто нарушается, что влечет за собой ответственность, иногда даже уголовную. Для того, чтобы до такой развязки не дошло, в случае необходимости потребуется восстановить бухучет.

Сам этот процесс представляет собой целый комплекс мероприятий по восстановлению как финансовой, так и налоговой отчетности конкретной организации. Сроки его проведения находятся в прямой зависимости от размера компании и объема ее деятельности. На ее длительность влияет также и субъективный фактор – профессионализм работающих на предприятии экономистов и бухгалтеров.

Процесс восстановления бухучета состоит из следующих основных мероприятий:

  • сортировка обработки всего комплекта бухгалтерских документов (включая все филиалы);
  • воссоздания всех необходимых цифровых данных учета в программе;
  • проведения анализа восстановленных данных на соответствие требованиям Законодательства;
  • возобновления учета кадров;
  • проверки правильности составления и выдерживания сроков налоговой отчетности;
  • налаживание правильного и регулярного документооборота.

Необходимо понимать, что главной целью всего процесса является наведение порядка во всех имеющихся бухгалтерских документах – от первичных до итоговых.

Этапы восстановления и их особенности

К основным этапам данной процедуры относятся:

  1. Проведение комплексного анализа. Он включает в себя полную инвентаризацию всех наличных документов и их анализ с целью выявления всех неточностей и неправильных данных. После этого готовится отчет, отражающий текущее состояние дел, определяются первостепенные задачи.
  2. Составление плана восстановления. Все задачи группируются по разделам, указывается точная дата их выполнения.
  3. Восстановительные работы. Выполняются задачи согласно плану, особое внимание уделяется первичным документам, исправляются или восстанавливаются регистры бухучета.
  4. Работа с отчетностью, подготовка ее к сдаче. Сверяются все взаиморасчеты с поставщиками и клиентами, подводятся итоги по кассе, проверяются все взносы, кредиты и пр.
  5. Создание и введение в действие новой отчетности. Вводится в действие разработанное программное обеспечение.

Итогом всех данных мероприятий является получение руководством целостной и актуальной картины состояния предприятия, а также финансовой отчетности, полностью соответствующей требованиям руководящих документов.

К сожалению, в данном процессе нередко возможны случаи, когда часть или вся документация утрачена безвозвратно. Если такой факт в наличии, то придется обращаться в соответствующие государственные структуры с запросами и ходатайствами о восстановлении документов. Еще один «подводный камень» может возникнуть, когда обнаружатся неточности в уплате налогов, особенно когда утрачены первичные документы.

Основные способы восстановления

На практике применяется три способа: полное, частичное или срочное восстановление.

Полное восстановление подразумевает собой работу по абсолютно всем направлениям и видам документов. Срочное восстановление применяется тогда, когда имеются неполный комплект документов и частичные нарушения.

Особое внимание необходимо обратить на то, что к восстановлению бухучета необходимо привлекать только высокопрофессиональных специалистов – экономистов и бухгалтеров, ведь допущение ошибок штатными финансовыми сотрудниками уже говорит о многом.

Сколько стоит восстановление?

Стоимость оказания данной услуги определяется исходя из нескольких показателей. К ним относятся:

  • организация и правовая форма деятельности компании;
  • система налогообложения;
  • количество проведенных операций разного рода за отчетный период;
  • численность работающего персонала;
  • период, нуждающийся в восстановлении;
  • количество утерянных документов;
  • характер выявленных нарушений;
  • требуемый срок выполнения работ.

Не стоит настороженно относиться к восстановлению бухучета, ведь это довольно распространенная процедура, к которой прибегают многие компании и предприятия. Для наведения порядка во всех сферах финансовой деятельности и учета лучшим решением будет заключить договор с профильной организацией, способной выполнить требуемую задачу в оптимальные сроки и на высоком уровне.