В Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ определено, что индивидуальному предпринимателю не обязательно вести свою бухгалтерию. Это чрезвычайно облегчает им жизнь, ведь тогда не тратится время на проведение большого количества бухгалтерских документов. Вместе с этим, от бухгалтерии ему никуда не деться. Все равно он обязан учитывать доходы и расходы, а также вести некоторые другие документы.

Первые шаги

Продумать бухучет индивидуальный предприниматель должен обдумать еще до начала своей деятельности и провести некоторые подготовительные мероприятия, что позволит в дальнейшем качественно наладить функционирование своего дела и избежать неприятных ситуаций. Для этого необходимо:

  • выбрать режим налогообложения, на котором будет работать предприятие, это необходимо для определения ведения бухгалтерии;
  • тщательно изучить действующие правила ведения учета доходов и расходов, а также особенности бухучета для разных систем налогообложения;
  • использовать специализированные сервисы и программы для более детальной самостоятельной проработки основных вопросов.

Если данные мероприятия проведены качественно, можно избежать многих проблем в дальнейшей практической деятельности.

Практика бухучета в 2020 году

Необходимо понимать тот факт, что ведение бухучета частным предпринимателем достаточно сильно отличается классики подобной деятельности. При этом финансист, кроме осуществления предписанных мероприятий, решает еще и следующие специфические задачи:

  • ведет учетную деятельность, рассчитывает положенные платежи, предоставляет контролирующим органам возможности для осуществления проверок с целью выявления нарушений;
  • рассчитывает и проводит уплату положенных налогов согласно системе, на которой работает предприятие;
  • организует ведение и сдачу отчетной документации по налоговым платежам;
  • в случае наличия наемных работников, проводит расчет и уплату установленных налогов и взносов на них;
  • обеспечивает хранение отчетных документов.

Порядок работы бухгалтерии для индивидуального предприятия полностью зависит от выбранной системы налогообложения, а также от того, имеются ли на предприятии наемные работники. Основными руководящими документами предписывается не только ведение налогового учета, но и отчетной документации по ним. Вместе с этим, бухгалтерия также занимается повседневной деятельностью, включающей работу с первичной документацией, банковскими и кассовыми документами и т.д.

Основная масса индивидуальных предпринимателей зачастую не видят разницы между учетами и называют их обобщенно – бухучет. Это не совсем соответствует действительности, однако такой подход укоренился и ныне достаточно широко распространен. Но все же следует помнить, что разница существует, ведь вести учет ИП на универсальной системе (УСН) нужно с учетом отличий от других систем.

Что касается ведения бухучета в текущем году, то следует отметить необходимость профессионального подхода к нему. То есть, его организацию и ведение (на любой системе налогообложения) нужно поручить профессиональному бухгалтеру или аутсорсеру. Конечно, при невысоких доходах и малом количестве операций предприятия содержать таких специалистов не рентабельно, поэтому таким предпринимателям лучше заняться этим самостоятельно.

Инструкция для предпринимателя

Чтобы освоить это непростое дело, необходимо воспользоваться следующей поэтапной инструкцией:

  1. Прикинуть предполагаемую доходную часть и уровень расходов предприятия для определения налогового давления.
  2. Выбрать наиболее подходящий режим налогообложения. Данный выбор напрямую влияет на налоговое давление.
  3. Запомнить порядок налоговой отчетной документации при выбранной системе.
  4. Принять решение о найме персонала. Нанимая его, следует осознавать, что при этом наниматель переходит в категорию работодателя и обязан периодически предоставлять отчетную документацию в определенном объеме.
  5. Изучить сроки уплаты налогов и предоставления другой отчетной информации для исключения применения штрафных санкций.
  6. Определиться с бухгалтерским обслуживанием. При малом количестве операций реально обойтись собственными силами, общая система налогообложения потребует услуг аутсорсера.
  7. Продумать порядок хранения всех отчетных документов, которые могут подвергнуться проверке на протяжении трех лет после снятия с регистрации.

Выполнение данной инструкции обязательно поможет индивидуальному предпринимателю успешно организовать и развивать свой бизнес.